- Гитары и оборудование
- Клавишные
- Смычковые инструменты
- Звуковое оборудование
- Студийное оборудование
- Звуковые карты и аудиоинтерфейсы
- Наушники студийные
- Мониторы студийные
- Контроллеры студийных мониторов
- Предусилители для микрофонов
- Звукоизоляционные экраны
- Акустический поролон
- MIDI клавиатуры
- Контроллеры студийные
- Предусилители для наушников
- Портастудии и рекордеры
- Студийное программное обеспечение
- Поп-фильтры
- DJ оборудование
- Ударные
- Перкуссия
- Духовые
- Народные инструменты
- Коммутация и разъёмы
- Стойки Крепления Подвесы
- Дирижёрские палочки
- Пюпитры
- Стойки для гитар
- Стойки для комбоусилителей
- Стойки для синтезатора
- Стойки для цифрового пианино
- Микрофонные стойки и запчасти
- Держатели для планшетов/телефонов
- Стойки и крепления для студийных мониторов
- DJ стойки и столы
- Стойки для ноутбуков/проекторов/микшеров
- Стойки и крепления для акустических систем
- Рековые стойки и кейсы
- Стойки для светового оборудования
- Стойки для смычковых инструментов
- Стойки для духовых
- Прочие стойки и держатели
- Чехлы для стоек
- Свет
HK Audio – Как Это Делается
15.02.2018Анатолий Вейценфельд
Нечасто возникает возможность посетить производство крупной западной фирмы, выпускающей звукотехническое оборудование. Поэтому грех было не воспользоваться любезным предложением компании A&T Trade "проникнуть в недра" такой известной немецкой компании, как HK Audio, расположенной в небольшом южно-немецком городке Санкт-Вендель.
Офис и фабрика HK Audio
Компанию и ее продукцию, а это прежде всего концертная и клубная акустика под маркой HK Audio и гитарные усилители под брендом Hughes&Kettner, хорошо знают и в России. Не просто хорошо знают, но можно вполне уверенно говорить о большой популярности этой продукции у нас в стране, так что мой рассказ будет относиться не к какому-то абстрактному западному производителю, а к технике, наверняка известной многим читателям.
Кстати, пора раскрыть давнюю мистификацию, связанную с брендом Hughes&Kettner. Вопреки мнению многих, Хьюз и Кетнер - это вовсе не основатели компании. Более того, таких людей не существует вовсе! Дело в том, что когда в компании HK Audio (а ее создателями и владельцами являются братья Штамеры) решили отделить производство гитарных усилителей и выпускать его под отдельной маркой, то шутки ради "расшифровали" HK как Hughes&Kettner. Шутка удалась, многие поверили. Такой вот немецкий "Козьма Прутков"...
Секретов из своего производства компания не делает, так что нас провели по всем цехам и ознакомили с полным производственным циклом практически всех типов выпускаемого оборудования. Масштаб производства вполне обычен для европейской фирмы по выпуску профессиональной аудиотехники: в компании работают около 200 человек, дневной валовой объем производства измеряется в сотнях единиц продукции, а сама фабрика расположена в двух зданиях в промзоне на окраине города: в одном находится офис, научно-конструкторский отдел и производство и сборка электронных компонентов, в другом, на расстоянии пары километров – производство корпусов, картонажно-упаковочный цех и склад. Рядом с офисом находится еще одно здание – гигантский ангар, в котором расположен демозал размером с большую дискотеку или не очень большой концертный зал.
Тут надо заметить, что и офис, и фабрика занимают помещения, в которых когда-то торговой маркой находились подразделения французской армии (город после войны и до конца 1980-х находился в французской зоне оккупации): офисное здание – это бывшая казарма, а демозал – бывший ангар для танков. Почему я рассказываю об этих, казалось бы, несущественных деталях? Дело в том, что после объединения Германии и вывода иностранных войск земельное правительство и власти города отдали эти сооружения и земли в аренду своим производителям по очень низкой арендной ставке, что существенно повышает рентабельность производства. Невысоки и кредитные ставки для национальной промышленности. Разумеется, не может не напрашиваться сравнение с условиями работы наших российских предпринимателей, которых рассматривают как дойную корову все кому не лень...
Армейское происхождение офисного здания имеет еще один плюс для компании HK Audio – под этим 3-этажным зданием изначально имеется несколько подземных уровней, что конечно, большой плюс для производителя акустических систем. Там компания разместила свою гордость – большую безэховую измерительную камеру, выполненную с особой тщательностью по точным расчетам. Мне и раньше доводилось бывать в аналогичных камерах, но данная имела некоторые фирменные особенности, улучшающие ее специфические параметры. По словам сотрудников компании, камера настолько удачная, что иногда ее арендуют даже сторонние разработчики, тем более такие камеры всегда в дефиците, так как их построение не многим компаниям по карману.
Безэховая камера
В отличие от многих аналогичных сооружений небольшого размера, в этой камере можно разместить не только компактные мониторы или АС, но большой широкополосный акустический кабинет, компонент линейного массива или даже комплект из ВЧ/СЧ-системы и субвуфера.
Измерение в безэховой камере
В камере даже можно поместить небольшой линейный массив, а вот большие массивы типа HK Audio Cohedra инженеры компании тестируют, как это и принято, на открытом воздухе - на большой, с футбольное поле, площадке рядом с демозалом, том самом бывшем танковом плацу. Рядом только промышленные здания, и то не близко, так что громкая музыка никому не помешает.
Помимо акустической испытательной камеры, в подземной части фабрики есть еще одна интересная камера, в которой продукция испытывается на наличие электромагнитных и радиопомех. Как сказали инженеры, это аналог безэховой камеры, только электрический. Стены комнаты представляют собой своего рода клетку Фарадея, не пропускающую наружу электромагнитное излучение.
Магнито-экранированная камера
Эта лаборатория оборудована дорогими приборами Rode&Schwarz, измеряющими напряженность магнитного поля и радиоволн. Казалось бы, усилители звуковой частоты не представляют особой опасности в плане радиопомех, но европейские нормы электромагнитной совместимости очень жесткие и любое выпускаемое оборудование должно быть проверено и сертифицировано и по данному параметру.
Еще одна интересная деталь – компания самостоятельно изготавливает печатные платы для своих усилителей. Это довольно необычно, так как большинство производителей предпочитает размещать заказы на изготовление микроэлекроники на специализированных фабриках. Но в HK Audio имеется собственный станок-робот ( к сожалению, разместить его фото нет возможности по причинам охраны know-how). После изготовления каждой платы она тестируется на специальном стенде с помощью специально изготовленной для каждой модели производимых плат тестовой пары.
Тестирование плат
Как известно, гитарные усилители Hughes&Kettner прежде всего ламповые. Лампы компания использует российского производства, но специальных заказных высококачественных серий (так же, собственно, поступают и многие другие компании). Каждая лампа испытывается на специальном стенде собственного производства, причем испытание включает и механическое – по стеклянному корпусу лампы в течение длительного времени методично постукивает специальный молоточек. Механическое испытание лампам необходимо, ведь в условиях рок-сцены они могут работать в обстановке повышенной вибрации. Вообще вся электроника HK Audio испытывается почти так же, как военная – есть промышленная холодильная установка, термокамера, установка "морской туман", изделия подвергаются также ударным нагрузкам. Отбраковка по множеству параметров очень жесткая, так что высокое качество конечной продукции гарантировано.
Покраска электроники (шасси и пр.) производится в красочном цехе в основном здании в несколько этапах – сначала грунтовка, потом аэрокраска.
Окраска корпусов усилителей
Окрашенные части усилителей поступают в сборочный цех, где в них вставляются платы, лампы, трансформаторы и все соединяется между собой. Все это, хочу подчеркнуть, ручные операции. Вообще автоматизированное производство относится только к изготовлению печатных плат, заготовок корпусов акустических систем, частично к окраске кабинетов и упаковке готовой продукции, а все ответственные сборочные операции выполняют квалифицированные местные рабочие.
Сборка усилителей
А что тем временем происходит в столярном цехе? Здесь робот нарезает заготовки в виде развернутых наподобие несклеенного конверта пластин высококачественной фанеры.
Автоматизированная нарезка древесины
Затем по конвейеру эти пластины поступают на стол "под нож" другого робота, который делает на них надрезы по линиям последующего сгиба и наносит в нарезанные пазы клей (типа ПВА). Дальше в дело вступает уже рабочий – он сгибает боковые стороны кабинета и вставляет на шипы верхнюю и нижнюю стенки из толстой древесно-волокнистой панели, а затем и переднюю стенку, в которую монтируются громкоговорители. Мы было удивились тому как он это сделал – едва наживил стенки на шипы - и начали оглядываться в поисках киянки, которой он, видимо, будет окончательно насаживать панели. Но все оказалось интереснее – недоделанный кабинет был помещен под специальный автоматический пресс, который и доделал работу по формированию конструкции. Теперь перед нами готовый кабинет.
Готовый собранный кабинет
Готовый, но пока не покрашенный. Для окраски кабинеты отправляются по конвейеру в другое помещение.
Конвейер линии покраски
Первичный слой краски наносит рабочий из пневматического пульверизатора, а затем основную покраску производит опять же робот. "Кентервильское привидение" на фотографии – это робот-маляр, закрытый защитным чехлом.
Робот-маляр
Окрашенные корпуса перемещаются по конвейеру в сушильную камеру, а затем в сборочный цех.
Окрашенные кабинеты
Теперь осталось сделать самое главное – превратить ящики в акустические системы, то есть смонтировать в них громкоговорители и усилители. Это, разумеется, также делается вручную. Затем на лицевую панель акустических систем надевается защитный слой из толстого поролона с рельефным фирменным логотипом, закрепляемый с помощью специальных резиновых контурных прокладок. После этого готовая акустическая система отправляется на конвейере на последнее испытание – кабинет помещается в небольшую безэховую камеру, где на него подаются скользящий тон и белый шум, и снимаются основные акустические характеристики АЧХ и КНИ, точнее, THD+noise. Сигналы подаются в течение всего нескольких секунд и их результаты отображаются на мониторе компьютера, установленного перед конвейером.
Если с параметрами все нормально, кабинет едет дальше "в последний путь", т.е. в цех упаковки. О нем тоже хочется сказать отдельно – он автоматизирован, коробки изготавливаются роботом-сгибателем из больших листов фанеры с фирменной символикой и надписями, затем в ящике размещается упаковочный материал (пенопластовые уголки, оберточная пленка и т.п.), и с помощью тельфера в коробку вставляется собственно акустическая система, туда же вкладывают пакет сопроводительной документации, и коробка запечатывается. Участие человека во всем процессе минимально, даже складирование готовой продукции производится с помощью вакуумных подъемников.
Автоматизированное складирование продукции
Ну вот, собственно, и все с производством. Но нам предоставили возможность еще и ознакомиться с продукцией компании HK Audio "в бою". Для этого, как уже сказано выше, рядом с фабрикой имеется большой демонстрационный зал, в котором на сцене, над сценой, а также на стенах развешаны различные модели акустики, так что можно прослушать их, поочередно переключая. Конечно, разместить в этом зале все, что выпускает компания, невозможно, так что при необходимости те или иные экспонаты демозала заменяют другими.
Демозал
Менеджеры компании приготовили для нас сравнительное прослушивание двухполосных акустических систем – наряду с HK Audio, присутствовала аналогичная продукция других производителей, а фонограмма поочередно подавалась на каждый кабинет, при этом над ним загорался синий светодиод.
Сравнение звучания систем
Разница в звучании систем была заметной, хотя и не разительной, и надо признать, HK прозвучала лучше других.
Затем мы прослушали несколько моделей клубной акустики, и ни одна модель не вызвала нареканий. Звук, конечно, был разным, но все различия находились в рамках требований к системам данного предназначения и ценовой категории.
Прослушивание клубных систем
Надо сказать, мы были первыми людьми со стороны, то есть не сотрудниками HK Audio, кто увидел и услышал новую активную серию PULSAR, в которой входят три модели популярных форматов – активные сателлиты 12" и 15" и субвуфер 18". Корпуса кабинетов изготовлены из MDF. Появление их в России, как нам сказали, ожидается уже в ноябре.
Большой интерес вызвала сверхминиатюрная серия Lucas Nano, включающая две маленькие колонки размером с мультимедийные мониторы (сторона 30 см) и компактный субвуфер. Несмотря на субтильность, этим комплектом можно озвучить презентацию, лекцию, вполне подойдет он и для домашней студии.
HK Lucas Nano
Хитом последнего года стала система HK Elements. Она включает несколько узких колонок с четырьми ВЧ-динамиками размером 3,5 дюйма в каждой, и субвуфер.
HK Elements
Главное достоинство системы – в ее масштабируемости: можно устанавливать колонки одна на другую, причем для этого не требуется никаких проводов, так как разъемы находятся на торцах колонок и коммутация происходит в момент установки одной колонки на другую. На фото показан максимальный вариант из 6 колонок и двух субвуферов.
HK Elements – полный комплект
Несмотря на "несерьезный" вид, звучание комплекта было очень солидным – яркие, разборчивые и чистые высокие частоты, нейтральная и читаемая середина и крепкий глубокий низ. Клубную концертную программу такой комплекс озвучит без проблем, причем он не займет место даже на самой маленькой сцене. В тех учреждениях, где компактность и незаметность акустики играют большую роль, такие системы - просто решение всех проблем!
...Надеюсь, этот небольшой рассказ о посещении фабрики HK Audio и увиденном там покажется нашим читателям интересным и познавательным. Как видите, вся продукция производится в Германии, поскольку компания принципиально не переводит производство в Азию, чтобы сохранить высокое европейское качество. При этом оборудование HK Audio вполне доступно по ценам. А ведь отношение "цена/качество" – главное, что интересует потребителя!